Под авторским стилем в фотографии понимается совокупность технических и творческих приёмов, используемых фотографом для создания оригинальных, неповторимых снимков, которые могут ассоциироваться только с его именем. Узнаваемость произведений конкретного автора по стилю, в котором они исполнены, является важнейшим критерием оценки правильности творческого выбора.
Разнообразие оригинальных приёмов, способствующих выработке стиля, к примеру, в портретном фото, невероятно велико: если американец Билл Брандт предпочитает оставлять фотографируемые им модели в одиночестве и практически не разговаривает с ними, то известнейший портретист Юсуф Карш ведёт с ними оживлённую беседу, чтобы фотографируемые им люди не скучали. Причём Брандт предпочитает снимки в тёмной тональности, создаваемые при естественном освещении без дополнительной подсветки, используя при печати маски, а Карш применяет крупноформатные складные фотоаппараты и сильное искусственное освещение, а затем дополнительно пользуется услугами опытного ретушёра, устраняющего малейшие дефекты изображения. Филип Холсмен заставляет фотографируемую им модель подпрыгнуть, полагая, что во время прыжка человек не в состоянии управлять выражением своего лица. В свою очередь, Ирвинг Пенн ставит в студии пустые ящики и загоняет на них свою модель, заставляя портретируемого балансировать на грани, либо принуждает его втиснуться в специально сконструированный для этой цели острый (около 60°) угол и освещает скудным светом, имитирующим освещение с северной стороны, а "отец современного фоторепортажа" Альфред Стиглиц выгоняет свою жену в ноябре месяце на балкон и фотографирует её, покрытую "гусиной кожей", считая, что сумел сорвать с неё "все и всяческие маски". Арнольд Ньюмен любит использовать динамичное построение кадра, когда модель смещена далеко в сторону от центра кадра, а Ричард Эйвдон использует практически исключительно вертикальную кадрировку, снимая, как и Карш, крупноформатной складной камерой 9х12 см, но при мягком, рассеянном освещении и умышленно допуская недодержку, чтобы потом перепроявить негатив, повысив его контраст и добившись таким образом максимальной резкости и чёткого, фактурного изображения.
Дэвид Гамильтон, напротив, использует мягкое, рассеянное освещение и мягкорисующую оптику для получения чрезвычайно живописного изображения, изобилующего пастельными полутонами. Ультрамодный рекламный фотограф Дэвид Ляшапель предпочитает максимально контрастное и тонально насыщенное цветное изображение, для получения которого использует современные компьютерные технологии и кросс-обработку обратимых плёнок. В сочетании с рекламно-эпатажным сюжетом и тщательной сценарной разработкой кадра эти технические приёмы приводят к созданию ярких и запоминающихся образов, граничащих с популярным в последнее десятилетие китчем.
Примечательно, что движение к созданию собственного стиля большинство из вышеупомянутых классиков прикладной и художественной фотографии начинали с повышения собственного образовательного уровня, а не с коллекционирования съёмочной аппаратуры.
По материалам журнала ФОТОмагазин
|